Пожарные автолестницы – устройство и эксплуатация

С того момента, как высота домов стала превышать три этажа, а в пожарной охране появились автомобили, началась история такой спасательной техники, как пожарные автолестницы.

На сегодняшний день это просто жизненно необходимая техника при проведении спасательных операций и тушении пожаров на верхних этажах зданий.

Пожарная автолестница
Пожарная автолестница

Общие сведения

Что такое пожарная автолестница

Пожарной автолестницей называется определенный тип пожарно-спасательной техники, который представляет собой раздвижную поворотную лестницу с подъемным гидравлическим приводом. Такие лестницы базируются на шасси грузовых серийных автомобилей.

Предназначение и условия эксплуатации

Автолестницы применяется в первую очередь при тушении пожаров, а также при всевозможных аварийно-восстановительных, спасательных работах. Они предназначены для обеспечения доступа команды спасателей. Также с их помощью осуществляется доставка необходимого вооружения и технического оборудования на необходимую высоту.

Зачастую при помощи автолестниц осуществляется эвакуации пострадавших с верхних этажей здания и материальных ценностей при помощи спасательного рукава.

Эксплуатировать эту технику можно в условиях разного климата при температуре от -35 до +35 градусов по Цельсию. А при соблюдении определенных правил, такие лестницы могут применяться и при более низких температурах.

Типы пожарных автолестниц

Автолестницы пожарные классифицируют по:

  • Числу колен;
  • Длине;
  • Типу привода.
Автолестница АЛ-50
Автолестница АЛ-50

Существует три типа длины колен:

  • Легкий – если длина составляет до 20 метров;
  • Средний – если длина более 20 метров, но менее 30 метров;
  • Тяжелый – если длина превышает 30 метров.

По количеству колен лестницы делятся на:

  • Трехколенные;
  • Четырехколенные;
  • Шестиколенные.

При увеличении длины лестницы, увеличивается и количество колен, что является сложным инженерным заданием. Это связано с тем, что при увеличении массы лестницы возникает возможность опрокидывания, а также появляются моменты напряжения в деталях, вибрация и прогибы.

На фото – автолестница в работе
На фото – автолестница в работе

Что касается типов приводов, то автолестницы бывают с гидравлической, механической и комбинированной трансмиссией. Наибольшее распространение получили устройства с гидравлической трансмиссией, так как они удобные в эксплуатации и при этом очень надежные.

Маркировка пожарных автолестниц осуществляется буквами и цифрами, к примеру,пожарная автолестница АЛ 50(131)Л21 расшифровывается следующим образом:

  • А-автомобиль;
  • Л-лестница;
  • Цифрой после букв обозначается полная длина лестницы, которая исчисляется в метрах;
  • В скобках обозначена марка шасси;
  • За скобками пишется номера модели, которую изготавливает завод-производитель.

Обратите внимание!
«Л» после скобок означает, что к вершине лестницы прикреплена люлька.

Таким образом, мы имеем автолестницу длиной 50 м, расположенную на базе автомобиля ЗИЛ131, модели Л21.

Устройство автолестницы

Основные узлы

Примерам для рассмотрения устройства механизма послужит пожарная автолестница АЛ 30, так как в нашей стране это наиболее распространенная пожарная техника.

Машина включает в себя следующие узлы:

  • базовое шасси с передней опорной рамой и платформой;
  • Комплект коленьев;
  • Подъемно-поворотное устройство;
  • Опорное устройство;
  • Башня гидромеханизмов;
  • Трансмиссия на гидронасос;
  • Автоматические блокирующие устройства;
  • Пульт управления;
  • Переговорное устройство и дополнительное электрооборудование.

Шасси автомобиля с платформой, кабиной и передней опорной рамой является основой для монтажа других всех узлов автолестницы. Основным силовым агрегатом для привода гидронасоса служит двигатель шасси.

Эскиз выдвижения колен автолестницы
Эскиз выдвижения колен автолестницы

Платформа автолестницы

Платформа автолестницы представляет собой металлическую, коробчатую конструкцию, сваренную из металлических уголков и сплошной стальной обшивки. Металлический каркас при помощи болтов закрепляется на лонжеронах рамы.

Платформа состоит из четырех частей:

  • Передней;
  • Задней;
  • Двух боковых платформ с крыльями.

С задней стороны под платформой расположен закрытый ящик, который позволяет размещать в нем противопожарные принадлежности и съемное оборудование. Доступ к бензобаку и аккумуляторам осуществляется при помощи специальных дверок. По бокам платформа имеет ступени.

Передняя опорная рама

За кабиной водителя, с передней части платформы расположена передняя опорная рама. Нижней своей частью она крепится лонжеронам автомобиля, а верхней — к платформе автолестницы. Эта рама служит порой для передней части коленьев в походном положении.

Разложенная автолестница с люлькой на конце
Разложенная автолестница с люлькой на конце

В верхней части рамы имеются направляющие, которые фиксируют комплект коленьев в поперечном направлении. От вертикального перемещения коленья удерживают пружинные защелки, которые установлены на направляющих.

Произвольное выдвижение коленьев при движении техники предотвращает запорный крюк. При подъеме лестницы с рамы крюк опускается под действием собственного веса и при этом освобождает колено.

Комплект коленьев

Данный узел включает в себя четыре колена, соединенных межу собой телескопическим способом. Выполняются они из стали низколегированной марки – 10ХСНД.

Этот материал обладает следующими свойствами:

  • Высокая прочность;
  • Пластичность;
  • Коррозионная стойкость и свариваемость.

Таким образом, каждое колено является легкой стальной конструкцией, которая состоит из двух ферм, жестко скрепленных между собой распорками и ступенями.

Эскиз колена автолестницы
Эскиз колена автолестницы

Комплект коленьев автолестницы состоит из следующих элементов:

  • Тетива лестницы;
  • Ступень;
  • Опорный ролик;
  • Стойка;
  • Верхний пояс;
  • Направляющий ролик.

Тетива выполняется из специального профиля, который обеспечивает хорошую жесткость и при этом имеет незначительную массу.Ступени выполняются из труб прямоугольного сечения, а стойки, верхний пояс и раскосы — из труб круглого сечения.

Устройство всех колен одинаковое, отличаются они друг от друга только массой и размерами. Толщина тетивы первого колена составляет 2 мм, а четвертого — 3,2 мм.Расстояние между ступенями составляет 300 мм.

Чтобы по лестнице было удобней передвигаться, наружные поверхности ступенек лестницы в средней части покрыты резиновыми рифлеными накладками, которые закреплены металлическими хомутикам. Нумеровать коленья принято сверху вниз, т.е. первым считается верхнее колено.

Несущим является нижнее, последнее колено. Оно опирается на направляющие дуги подъемной рамы роликами заднего и переднего опорных узлов и закрепляется шкворнем. В задней части несущее колено и подъемная рама соединены между собой гидроцилиндром бокового выравнивания.

Перемещение колен относительно друг друга осуществляется при помощи текстолитовых роликов и опорных направляющих. Передние и задние ролики парные, так как они воспринимают основную нагрузку.

Эскиз задней части пожарной автолестницы
Эскиз задней части пожарной автолестницы

Нижнее колено оборудовано угломером-отвесом, который позволяет измерять угол наклона лестницы, допускаемую длину выдвигания конструкции при определенном угле и нагрузку на вершину лестницы. Выдвижение колен осуществляется при помощи стальных канатов.

При наматывании стального троса на барабан лебедки, второе третье и первое колено выдвигаются одновременно. Все коленья, при этом, движутся с одинаковой скоростью относительно друг друга.

Фиксация коленьев осуществляется при помощи автоматических замыкателей, которые устанавливаются на одном уровне. При транспортировке, комплект коленьев располагается вдоль шасси над кабиной.

Кроме однотипных основных четырех коленьев,на вершине первого колена монтируется одно дополнительное облегченное колено. Оно выдвигается своими руками на длину до 2,5м. Эту дополнительную секцию используют в исключительных случаях. Такое колено не может служить опорой, поэтому лестница должна опираться на вершину первого колена.

Опорное устройство

Данный узел предназначен для обеспечения устойчивости автолестницы в процессе эксплуатации.

Он включает в себя:

  • Опорную раму;
  • Четыре выдвижные опоры;
  • Механизм управления золотников,которые расположены на платформе и блокировки рессор.
Опорная система приведена в рабочее положение
Опорная система приведена в рабочее положение

Опорная рама является металлической сварной конструкцией. Она монтируется на лонжеронах автомобиля в задней части.

Рама состоит из:

  • Двух боковых щек;
  • Двух поперечин;
  • Опорного кольца, на которое установлен поворотный круг подъемно-поворотного устройства.

Приведение боковых щек в рабочее или походное положение выполняется при помощи гидроцилиндров. Механизм блокировки задних рессор позволяет увеличить жесткость несущей базы и тем самым повысить устойчивость автолестницы в процессе эксплуатации.

Обратите внимание!
Прежде чем начинать движение комплекта коленьев, необходимо привести опорную систему в рабочее положение.

Гидромеханизмы

Работу систем башни гидромеханизмов обеспечивает гидросистема. Рабочее давление в ней составляет 10 МПа. В качестве гидравлической жидкости летом используется масло МГ. Зимой систему заполняют веретенным маслом АУ.

Автолестница в рабочем положении
Автолестница в рабочем положении

Рабочую жидкость к агрегатам подает насос гидромотораксиально-поршневого типа. Бак гидросистемы обеспечивает компенсацию потерь, а также с его помощью осуществляется охлаждение рабочей жидкости, выпуск воздуха и паров, отстой и пр.

Гидросистема обеспечивает следующие движения:

  • Подъем;
  • Выдвигание;
  • Поворот влево или вправо;
  • Маневр одновременно в трех направлениях.

Механизм сдвигания выдвигания коленьев лестницы содержит червячный редуктор барабан и аксиально-поршневой гидромотор.

Обратите внимание!
На случай выхода из строя основного насоса, на раме закреплен ручной насос, что обеспечивает надежность лестницы.

Это основные узлы, которые приводят лестницу в действие.

Пульт автолестницы
Пульт автолестницы

Правила эксплуатации

Инструкция по эксплуатации пожарной автолестницы состоит из следующих пунктов:

  • Для обеспечения работоспособности пожарной автолестницы, она должна храниться в отапливаемом гараже, при температуре не иже 5 градусов по Цельсию.Машина при этом должна всегда быть в полной боевой готовности: укомплектована принадлежностями и оборудованием, заправлена ГСМ и т.д.
  • После каждого учения или выезда на пожар конструкция должна быть очищена, протерта, после чего смазана в соответствии с картой смазки. Особое внимание необходимо уделять исправности замыкателей.
  • В случае обнаружении на тросах обрыва более одной проволоки на участке в 100 мм,их необходимо заменить.
  • Подъезд автолестницы к объекту следует выполнять из расчета удобства установки и работы автолестницы. Чем выше необходимо поднять лестницу, тем она ближе должна располагаться к обслуживаемому объекту.
  • Не допускается работа на лестнице, если ее платформа имеет угол наклона к горизонту более чем на 6 градусов. При этом необходимо следить, чтобы задние колеса автомобиля не оказались на крышке шахт, пожарных колодцев, траншеях или на мягкой почве.
  • Перед подготовкой к работе необходимо затянуть ручной тормоз автомобиля и опустить опорные щеки. Управление лестницей осуществляется при помощи рукояток и маховичков на пульте.
  • Первым маневром лестницы является ее подъем, так как в транспортном положении все остальные движения заблокированы.
  • Самым ответственным движением конструкции является выдвижение коленьев до необходимой высоты. Подход вершины первого колена к границе поля движения необходимо выполнять на малой скорости. После того, как вершина лестницы достигнет предельной высоты, коленья необходимо поставить на замыкатели, а двигатель заглушить.
  • При выдвижении и уборке лестницы нужно следить, чтобы она не коснулась электрических или радиотрансляционных линий.
  • Спуск и подъем пожарных по прислоненной автолестнице запрещен с интервалом менее чем 3м.
Пожарная автолестница в процессе эксплуатации
Пожарная автолестница в процессе эксплуатации

Совет! Подъем лестницы вначале необходимо осуществлять на малой скорости, затем, достигнув угла в 30—40 градусов, следует перевести ее на большую скорость.

Видео в этой статье позволит наглядно посмотреть на работу пожарной автолестницы.

Вывод

Автолестницы являются абсолютно незаменимым видом техники для обеспечения безопасности жителей городов.Они позволяют не только своевременно добраться до места проведения пожарно-спасательных операций, но и спасти жизни людей.

Иногда пожарная авто лестница является единственным путем эвакуации. Учитывая такую ответственность и сложность конструкции, эксплуатироваться она должна строго в соответствии с установленными правилами.

Как и любой другой вид спецтехники, автолестницы стоят очень дорого, цена на них может достигать несколько миллионов рублей.

Подписка на дзен канал
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sdelai-Lestnicu.Ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Задайте вопрос эксперту

Обязательно приложите ФОТОГРАФИЮ проблемы! Чем яснее проблема - тем проще ответить эксперту









Удалить

Удалить

Удалить

Удалить

Добавить файл

Ответ эксперта придет вам на почту. Обычно время ответа от 30 минут до 2 суток