Право на воздух подразумевает возможность распоряжения пространством над своей землей. Оно известно нам со времён древних римлян, где ему впервые было дано определение. В те времена говорили, что гражданину, помимо участка земли, принадлежит также пространство под и над ним, от небес до преисподней. Одним из примеров применения этого права в наши времена можно считать воздушное пространство государств, высота которого составляет примерно 21 км.

Сегодня же термин «право на воздух» применяется при строительстве зданий и сооружений. Речь, прежде всего, о возведении небоскребов в густо застроенных районах городов Америки. К примеру, в Нью-Йорке, воздушное пространство, на которое имеет право застройщик, ограничено 35 этажами. Поэтому возведение зданий, высота которых превышает этот уровень, считается незаконным. Хотя глядя на небоскрёбы Манхэттена такого не скажешь – они явно выше 35 этажей. Но их собственники ничего не нарушают, и все благодаря интересному способу обхода этого ограничения: они попросту скупают право на «незастроенный» воздух у собственников соседних участков.
К примеру, если на земельном участке, который граничит с вашим, построен 15-этажный дом, то вы можете попросить его собственника продать свое право на 20 «свободных» этажей. После того, как такая сделка состоится, у вас появятся законные основания построить на своем участке небоскреб высотой в 55 этажей.
Вот, правда, купить свободное воздушное пространство можно только у соседей. Однако если им нечего вам предложить, они могут купить свободное право на воздух у своих соседей и продать его вам. Такая схема покупки «по цепочке» дает возможность скупить практически все свободные права на воздух в округе.
Зачем это нужно
Какой смысл в ограничениях, а главное в возможности продавать и покупать воздух? Очень просто: если все будут строить «как придется», то плотность застройки будет ужасной – окна в окна, полное отсутствие света на первых этажах, а также улицах города. Ярким примером отсутствия жесткого контроля над «правом на воздух» и пространством между небоскребами служит нам хорошо известный Москва-Сити.

Конечно, хаус нью-йоркских «джунглей» не может быть идеальным примером, так как город разрастался, менялся, перестраивался и достраивался, старые здания сносились, а на их месте возводились новые небоскребы. Собственно там закон о «праве на воздух» и позволил не превратить город в бесформенную груду стекла и бетона. А вот Дубай интересный случай. Там с самого начала были грамотно продуманы расстояния между высотками, и даже при относительно плотной застройке небоскребы возводились в шахматном порядке, что позволило сохранить хороший вид из окон и освещенность трасс.

Немного истории
Первые подобные сделки были проведены в начале XX века, когда привычные паровозы довольно быстро заменили электровозы, вследствие чего появилась возможность часть рельсовых путей прокладывать под землей, а освободившееся наземное пространство передавать строительным компаниям. Именно так и был построен в начале ХХ-го века Центральный вокзал в Нью-Йорке. Над железнодорожной станцией возвели Большой центральный терминал. А место над путями вскоре стало одной из самых главных улиц Нью-Йорка, застроенной элитной жилой и офисной недвижимостью — Парк-авеню.