Почему покупка «права на воздух» это не абстракция?

Право на воздух подразумевает возможность распоряжения пространством над своей землей. Оно известно нам со времён древних римлян, где ему впервые было дано определение. В те времена говорили, что гражданину, помимо участка земли, принадлежит также пространство под и над ним, от небес до преисподней. Одним из примеров применения этого права в наши времена можно считать воздушное пространство государств, высота которого составляет примерно 21 км.

Небоскребы Нью-Йорка
Источник: https://www.google.ru/maps

Сегодня же термин «право на воздух» применяется при строительстве зданий и сооружений. Речь, прежде всего, о возведении небоскребов в густо застроенных районах городов Америки. К примеру, в Нью-Йорке, воздушное пространство, на которое имеет право застройщик, ограничено 35 этажами. Поэтому возведение зданий, высота которых превышает этот уровень, считается незаконным. Хотя глядя на небоскрёбы Манхэттена такого не скажешь – они явно выше 35 этажей. Но их собственники ничего не нарушают, и все благодаря интересному способу обхода этого ограничения: они попросту скупают право на «незастроенный» воздух у собственников соседних участков.

К примеру, если на земельном участке, который граничит с вашим, построен 15-этажный дом, то вы можете попросить его собственника продать свое право на 20 «свободных» этажей. После того, как такая сделка состоится, у вас появятся законные основания построить на своем участке небоскреб высотой в 55 этажей.

Вот, правда, купить свободное воздушное пространство можно только у соседей. Однако если им нечего вам предложить, они могут купить свободное право на воздух у своих соседей и продать его вам. Такая схема покупки «по цепочке» дает возможность скупить практически все свободные права на воздух в округе.

Зачем это нужно

Какой смысл в ограничениях, а главное в возможности продавать и покупать воздух? Очень просто: если все будут строить «как придется», то плотность застройки будет ужасной – окна в окна, полное отсутствие света на первых этажах, а также улицах города. Ярким примером отсутствия жесткого контроля над «правом на воздух» и пространством между небоскребами служит нам хорошо известный Москва-Сити.

Москва
Москва-Сити. Фото с сайта https://moscow-airports.com

Конечно, хаус нью-йоркских «джунглей» не может быть идеальным примером, так как город разрастался, менялся, перестраивался и достраивался, старые здания сносились, а на их месте возводились новые небоскребы. Собственно там закон о «праве на воздух» и позволил не превратить город в бесформенную груду стекла и бетона. А вот Дубай интересный случай. Там с самого начала были грамотно продуманы расстояния между высотками, и даже при относительно плотной застройке небоскребы возводились в шахматном порядке, что позволило сохранить хороший вид из окон и освещенность трасс.

Небоскребы
Дубай. Источник: https://www.google.ru/maps

Немного истории

Первые подобные сделки были проведены в начале XX века, когда привычные паровозы довольно быстро заменили электровозы, вследствие чего появилась возможность часть рельсовых путей прокладывать под землей, а освободившееся наземное пространство передавать строительным компаниям. Именно так и был построен в начале ХХ-го века Центральный вокзал в Нью-Йорке. Над железнодорожной станцией возвели Большой центральный терминал. А место над путями вскоре стало одной из самых главных улиц Нью-Йорка, застроенной элитной жилой и офисной недвижимостью — Парк-авеню.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sdelai-Lestnicu.Ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: