Московские жители, да и вообще все россияне привыкли воспринимать метро как элемент архитектурного, да и не только, искусства. Однако в большинстве стран мира метро это более утилитарная вещь. Это именно общественный транспорт. Самые известные примеры – ньюйоркское, лондонское, парижское.
Считалось, что красота должна быть на поверхности, а под землей, да какая там красота, чистый функционал. Однако в последние годы общественные места излюбленных туристических направлений становятся настоящими артобъектами, и метро не стало исключением. Подземные станции дают безграничный полет фантазии дизайнерам, художникам, архитекторам, благодаря творчеству которых они становятся художественными шедеврами. Одни из самых необычных станций метро вы найдете в итальянском Неаполе. Кто-то может сказать, что многие московские станции более красивы, но, по-моему, они являются отражением эпохи, ее памятником, в то время как такие станции, как в Неаполе, скорее воплощают идеи современности.
В Неаполе в течение последнего десятилетия появилось свыше 10 станций метро, радующих глаз местных жителей и туристов своим оформлением. Воплощаться в жизнь идея сделать станции метро более привлекательными начала под руководством бывшего директора Венецианской биеннале – Achille Bonto Oliva. Благодаря стараниям более чем 90 художников, в том числе известных во всем мире Карима Рашида, Алессандро Мендини, Микеланджело Пистолетто, станции метро кардинально преобразились.
[democracy id=»13″]
Самой красивой в Европе подземкой считается Toledo Metro (Толедо метро), которая расположена под оживленной и излюбленной туристами торговой улочкой. Она была открыта для пассажиров в сентябре 2012 года. Проект был предложен дизайнером Оскаром Таскертс Бланка и реализован в жизнь при участии художников Уильяма Кентриджа и Роберта Уилсона.
Ведущими мотивами оформления стали водная и воздушная стихии, добиться задуманного удалось благодаря использованию в оформлении мелкой мозаики, которой выложен весь интерьер станции.
Еще одна необычная станция, поражающая своей красотой – это Dante. Она была торжественно открыта в марте 2011, ее дизайном занимался известный итальянский архитектор Гаэ Ауленти. Вход в нее выполнен из стекла и металла и выглядит достаточно лаконично.
На протяжении пути следования эскалатора можно наблюдать неоновую инсталляцию из серии работ американского художника Дж. Кошута. Она представляет собой цитату из произведения Данте Пир, благодаря чему и получила данное название.

Чем ниже спускаешься под землю, тем интереснее становится оформление. На следующем уровне стены украшены артобъектами, итальянского художника Янниса Кунеллиса в стиле «арте повера», когда для декора применяются далекие от искусства предметы. Стены станции украшены железными балками, которые держат собой многочисленные пары обуви.

Спустившись ниже, путешественник окажется у большого зеркала работы Микеланджело Пистолетто «Intermediterraneo», которое, на первый взгляд, является набором линий, но по задумке автора – это символичное очертание средиземного моря.

На последнем уровне стены украшает мозаичная композиция Николо де Мария «Вселенная без бомб», которая напоминает веселый детский рисунок.

Сама платформа выполнена в контрастных цветах противоположных стен – черном и белом.
Другая станция метро, Univercita, поражает изгибом линий, буйством красок и причудливыми формами. Она, пожалуй, самая гармонично оформленная, так как выполнена в рамках проекта одного дизайнера – Карима Рашида. Вход в подземку выложен необычной плиткой с надписями на стенах и этакой космический плиткой на полу.
Потолок представляет собой испещренную линиями поверхность, сквозь которые сочится яркий свет. Вестибюль станции похож на музейное пространство: одна стена представляет собой светящееся панно с необычной графикой, колонны сконструированы в виде человеческого профиля, центральную часть занимает художественный объект «Синапсы».

Станция Garibaldi поражает, скорее, не дизайном, а своим масштабом. Она находится возле главного вокзала Неаполя, рядом с огромным подземным торговым центром. Ее проектированием и дизайном занимался известный архитектор, который едва не стал автором нового вида сцены Мариинского театра в России — Доминик Перро Колонны.
При входе в метро находятся колонны-подпорки, на которых держится крыша. Они выполнены в виде палочек-стебельков, на которых уютно устроились пластиковые улитки. Переходы, спуски и эскалаторы представляют собой нечто космическое за счет своего металлического блеска и правильности форм.

В нижнем вестибюле расположено панно, на зеркальной поверхности которого нарисованы пассажиры в натуральную величину художником Микеланджело Пистолетто. Сама платформа выполнена в стиле «андеграунд», где элементы коммуникаций являются частью общей картины декора, а стены выложены темно-коричневой плиткой.